I. Готовность первоклассников к обучению в школе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одной из задач ставит обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе позволяют ответить на следующие вопросы:
- Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые пришли в школу в сентябре?
- Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома?
- От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?
Для описания готовности первоклассников к обучению в школе используются два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся.
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы:
Первая группа — общее развитие ребенка, определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа — внутриличностные особенности детей, позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Третья группа — показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.
Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие методики:
- Образная память.
- Изучение саморегуляции.
- Образец и правило.
- Графический диктант.
- Простые невербальные аналогии.
- Исключение предметов.
- Распознавание эмоций.
- Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
В исследовании принимают участие не только сами первоклассники, но и их родители (законные представители), классные руководители, психологи и медицинские работники.
Результатом такого комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.
Материалы исследования
II. Оценка образовательных достижений учащихся в конце 1 класса
Мониторинг образовательных достижений учащихся 1-х классов в конце учебного года является продолжением исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Цель данного этапа мониторинга — оценка образовательных достижений учащихся в конце 1 класса.
Предложенная модель анализа процесса адаптации школьника охватывает все основные сферы функционирования первоклассника, позволяет учитывать: объективные данные, полученные в процессе психологического эксперимента, показатели реального поведения ребенка в школе и дома, а также субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности.
Данное исследование позволяет оценить:
- индивидуальную траекторию адаптации конкретного ребенка;
- насколько реализованным оказался высокий адаптационный потенциал ребенка;
- выявить факторы в школьной и семейной жизни (в виде стиля взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали компенсации имеющихся трудностей и хорошей конечной адаптации ребенка, а также те, которые помешали реализации высокого потенциала;
- выявить наиболее значимые критерии адаптации для разработки в дальнейшем компактной схемы экспресс-диагностики;
- выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации первоклассников и разработать конкретные, значимые для практики рекомендации.
Обследование состоит из 3-х блоков:
I блок — оценка индивидуальных достижений
- предметные контрольные работы (математика, русский язык, чтение)
- методика отношения учащихся к учебной деятельности («Настроение»)
- измерение самооценки по методике Дембо-Рубинщтейна
Все предлагаемые методики проводятся со всем классом в течение двух дней.
II блок — анкетирование родителей, учителей для сбора информации, влияющей на успешность вхождения ребенка в школьное обучение.
III блок — заполнение учителем совместно с медицинским работником Карты первоклассника с целью выстраивания индивидуальной работы.
Данные, полученные в результате обследования, строго конфиденциальны.
Разработанный инструментарий включает следующие материалы:
- Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
- Рекомендации по интерпретации результатов обследования учащихся 1-го класса в конце учебного года
- Пояснения к формам представления результатов мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года
- Итоговые работы по математике, русскому языку, чтению
- Рекомендации по оценке выполнения итоговых работ для учащихся 1-х классов в рамках мониторинга образовательных учреждений
- Карта первоклассника
- Анкета для учителя начальной школы (на электронном носителе)
- Анкета для родителей учащихся
- Инструментарий для выявления отношения первоклассника к учебной деятельности «Настроение»
- Инструментарий для измерения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
- Бланки для проведения методики «Настроение» и измерения самооценки
- Программа для ввода и первичной обработки данных
- Демонстрационные варианты:
Поделиться с друзьями: