8(4212)492316
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рп.Корфовский имени Героя Российской Федерации подполковника Маслова Ивана Владимировича Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Организация профориентационной, практической и природоохранной деятельности школьников

 

Организация профориентационной, практической и природоохранной деятельности школьников в условиях летней экологической школы

(Из опыта работы)

 

Ю.Н. Киценко,

учитель биологии, педагог дополнительного образования МКОУ СОШ рп. Корфовский,

Хабаровский муниципальный район

 

 

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. 

Э. Хаббард

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения жить в согласии с природой.

. В связи с этим  формирование экологической культуры и другие аспекты экологического образования и воспитания не могут решаться на абстрактном уровне, а даются человеку через личный опыт и практическую деятельность, в частности через участие в экологических лагерях.

Летний отдых - это активная пора продолжения образования ребенка вне школьных стен. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Я считаю, сегодня создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. Ведь летний  профильный экологический лагерь – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал: вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Цель программы: расширить и углубить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать интеллектуальному и творческому развитию обучающихся посредством экологических практикумов, исследовательской (проектной) и природоохранной деятельностью в природе.

Задачи:

Образовательные

  1. Расширить,закрепить, углубить и конкретизировать теоретические знания по экологии и биологии, полученных при изучении школьных предметов;   
  2. получение  знаний по изучению объектов природы  через исследовательскую деятельность;                                                                                           
  3. развитие навыков и умений в организации практической природоохранной деятельности;

 Воспитательные:

  1. развитие мотивации к познавательной деятельности;
  2. развитие у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  3. организация активного отдыха и оздоровление детей черезформирование коммуникативных умений.

Развивающие:

  1. развитие общих познавательных способностей и  творческих способностей;
  2.  развитие эмоционально-волевой сферы;

Место проведения мероприятий программы: учебные  территории школы и  поселка Корфовский.

Участниками летней экологической школы «Экоша» становятся дети желающие заниматься экологической деятельностью.  Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Максимальное количество участников – не более 15 человек. Зачастую в профильный экологический отряд приходят ребята, получающие экологические знания в течение учебного года в экологическом объединении нашей школы или посещающие занятия внеурочной деятельности во время учебного года. Продолжительность школы – 3 смены по 10 дней.

В период лагерной смены организована работа  по следующим направлениям:

- образовательно-содержательное (экологическое);

- воспитательное;

- спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть включает теоретические занятия,  практикумы, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы.

Программой предусмотрены теоретические и практические занятия по следующим тематикам:

– социальная экология;

– экология растений и лесоводство;

– гидроэкология (водная экология, экология гидросферы);

– экология и здоровье человека;

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.

Каждая  смена предполагает 3 этапа:

  • Первый этап - организационный (1 день смены): формирование временного детского коллектива, предъявление единых педагогических правил, погружение в программу смены.
  • Второй этап – основной (8 дней): развитие познавательного экологического потенциала участников смены.
  • Третий этап – итоговый  (10 день смены): подведение итогов работы.

Став участником экологической школы, каждый ребёнок чувствует свою значимость.

В первый день смены, знакомясь с предстоящей деятельностью, ребята создают отличительные атрибуты (значки, банданы, косынки), продумывают эмблему отряда, название, девиз. В этом ребятам отряда нет равных,  дети придумывают авторские речевки и призывы экологического характера. Все это оформляют в виде отрядного уголка. Дети принимают устав эколога, произнося слова клятвы.

В первый же день ребятам выдается «Дневник экошника». Данная тетрадь заполняется на протяжении всей смены. Дети заполняют дневник, описывая свои впечатления пройденного дня и выполняют отчет о работе за день. И при подведении итогов экологической  школы выбирается лучший дневник.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий,  ролевые игры, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе, чистят и оформляют клумбы, убирают сухие ветки в дендрарии школы, участвуют в «мусорных» акциях.

 Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Данная работа учащихся ограничивалась временными рамками смены.  Наиболее интересными (любопытными) для участников школы оказались практические экологические работы следующей тематики: «Пылевое загрязнение воздуха в помещениях»,   «Исследование питьевой воды», «Фауна озера поселка Корфовский»,  «Создание гербария сорных и лекарственных растений п. Корфовский»,  «Изучение вредителей леса». Каждый вид работы оформлялся ребенком в виде отчета в «Дневнике экошника».

Важным условием развития творческих навыков – это возможность детей проявить себя. Поэтому в качестве практических занятий так же проводились такие как «Создание поделок из бытовых отходов», «Мусорная мода», «Конкурс рисунков, буклетов, листовок на природоохранную тематику». По окончанию каждого мероприятия оформляются выставки, лучшие работы награждаются грамотами.

По окончанию основного этапа смены подводятся итоги работы отряда и каждого участника. Оформляется отрядный дневник с фото- и видео приложением. Подсчитывается количество собранного мусора, количество приведённых в порядок клумб. Актив отряда пишет заметку о своей деятельности в газету «Переменка». Традиционным уже стало подведение итогов смены организацией флешмоба, с привлечение детей других отрядов школы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащимся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями, новыми впечатлениями и для практической природоохранной деятельности; предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками. И это очень важно так как в рамках экологической школы обучающийся проявляет мотивационную заинтересованность, проходя «уроки жизни» самовыражается проявляя свое  «Я».

 

 

Список используемой литературы:

  1. Александрова В. П., Гусейнов А. Н. и др. Изучаем экологию города / М: Бином, 2009.
  2. Александрова В. П., Болгова И. В., Нифаньтева Е. А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
  3. Колотилина Л. Н., Севрук Ю. А. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии / М: ВАКО, 2015.
  4. Тихонова А. Е. Здоровье человека и экология Хабаровского края. / Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2004.Список используемой литературы
  5. Экология, 7–8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека /авт. – сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.

 

 

    Новости школы

     В МБОУ СОШ рп. Корфовский прошёл традиционный экологический субботник. В нём приняли участие учащиеся 3-11 классов. Ребята навели порядок на территории школы и посёлка.

    Организатор - Е,А. Михайлова.

     Учащиеся МБОУ СОШ рп. Корфовский приняли активное участие в патриотической акции "Вместе для победы". Они собрали посылки для бойцов специальной военной операции, вложив в них открытки-поздравления с Днём Победы.

    Организатор - Е.А. Михайлова. 

    26.04.2024
    Диктант Победы
    26.04.2024

    МБОУ СОШ рп. Корфовский стала открытой площадкой для участников Международного исторического диктанта на тему событий Великой Отечественной войны - "Диктант Победы". Желающим участвовать в мероприятии была предоставлена возможность проверить свои знания как в очном формате, так и дистанционно. 

    Организатор - Е.А. Михайлова.