Приложение 2
Паспорт краевого проекта
"Читающая мама-Читающая школа-Читающая страна"
Актуальность проекта. Проект "Читающая мама - Читающая школа - Читающая страна" (далее – Проект) призван возродить многовековую традицию семейных чтений, способствующих развитию эмоциональной близости матери и ребенка на материалах книг, создать позитивный имидж читающей семьи, обратиться к обществу с проблемой утраты опыта семейного чтения, возрождения отечественных традиций чтения как основы нравственного и патриотического воспитания детей.
Проект направлен на формирование и повышение коммуникативной, общекультурной, читательской компетенций обучающихся, родительской компетенции в вопросах детского чтения, организации сотрудничества между библиотеками, общеобразовательными организациями (далее – школа), профессиональными педагогическими сообществами и другими социальными институтами в продвижении материнского чтения, укрепление школьной библиотеки/информационно-библиотечного центра (далее – ИБЦ) как эффективных элементов российской инфраструктуры чтения.
Школьная библиотека/ИБЦ может предложить обучающимся
и их родителям (законным представителям) семейный досуг в виде семейного чтения, результатом которого будет чтение и обсуждение литературных произведений, не входящих в школьную программу не только в школе,
но и дома, тем самым расширяя, углубляя знания учащихся по литературе. Сотрудничество школьной библиотеки/ИБЦ и родителей (законных представителей) позволит повысить уровень мотивации детей к чтению, развить познавательные способности, создать атмосферу уютного семейного общения и творчества.
Реализация проекта в школе послужит дополнительным инструментом по формированию культуры чтения, поддержки интереса к литературе
и развитию образовательных ценностей в семьях, школах и обществе.
Обоснование Проекта:
1. Развитие интеллектуальных и культурных компетенций: чтение способствует развитию интеллектуальных способностей, расширяет кругозор, улучшает память и воображение. Учитывая важность развития этих навыков
в современном мире, Проект поощряет семьи к совместному чтению
и обсуждению литературных произведений.
2. Укрепление связи между семьей и школой: активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе способствует улучшению учебных результатов детей, а также создает доверительные отношения между семьей и школой. Проект предлагает родителям (законным представителям) возможность участвовать
в мероприятиях, направленных на развитие чтения и литературной грамотности.
3. Формирование читающей страны: чтение является важной частью культуры и развития общества. Поэтому, способствуя формированию читающих семей и школ, Проект вносит свой вклад в создание образованного и культурного общества, где ценят и любят книги.
4. Социальная значимость: Проект способствует укреплению семейных отношений, развитию общественного диалога и повышению образовательного уровня населения. Чтение является инструментом самосовершенствования
и обогащения духовного мира личности, что влияет на социальное благополучие и уровень развития общества в целом.
Содержательное наполнение Проекта обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной
и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.
Проект реализуется с апреля по декабрь 2024 года.
Реализация Проекта будет способствовать укреплению связи между семьей и школой, созданию поддерживающей среды для чтения и обмена литературным опытом, а также развитию интеллектуальных и креативных способностей детей. В результате успешной реализации Проекта ожидается повышение читательской активности в семьях, формирование устойчивой практики чтения с детьми и создание образованного и культурного окружения, способствующего развитию личности и общества в целом.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
"Читающая мама – Читающая школа – Читающая страна"
Структура проекта
|
Содержание
|
Наименование проекта
|
"Читающая мама–Читающая школа–Читающая страна"
|
Цель проекта
|
1. Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе усилий школы, семьи, педагогического коллектива; повышение читательской и функциональной грамотности; развитие навыков смыслового чтения.
2. Повышение уровня читательской культуры обучающихся и роста их читательской активности.
3. Популяризация лучшего опыта воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использование многообразие форм включения матерей в реализацию.
|
Задачи проекта
|
- вовлечь администрацию общеобразовательных организаций, родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся, социальных партнеров в решение проблемы детского чтения и развитие активной читательской среды детей;
- сформировать заинтересованность родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения;
- помочь родителям (законным представителям) осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха;
- активизировать работу родительских комитетов и родительских движений по продвижению и развитию детского чтения в семье;
- организовать резонансные мероприятий по популяризации семейного чтения для создания у школьников позитивного образа читающего человека;
- освоить навыки смыслового чтения под руководством педагога-библиотекаря, классных руководителей, педагогов и родителей (законных представителей);
- создать инфраструктуру для продуктивного взаимодействия представителей разных групп читательского сообщества;
- повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями образования и культуры;
- разработать план мероприятий по организации читательской активности обучающихся образовательных организаций и продвижения семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности;
- создать читательский клуб для мам с обсуждением книг, которые они читают вместе с детьми;
- сформировать буккроссинг для обмена книгами между мамами (родителями) и их детьми для поощрения чтения в семье
|
Тип проекта
|
Практико-ориентированный
|
Участники проекта
|
- администрация школ;
- руководители ИБЦ;
- заведующие школьными библиотеками;
- педагоги-библиотекари, библиотекари школ;
- обучающиеся общеобразовательных организаций, которые хотят улучшить свои навыки чтения и грамотности;
- мамы, папы, бабушки, дедушки обучающихся;
- учителя, заинтересованные в разработке методик чтения и повышении грамотности своих учеников, образовательных мероприятий и проведению мастер-классов;
- писатели и литературные деятели;
- муниципальные детские библиотеки городов, городских поселений, поселков муниципальных районов края;
- партнеры и спонсоры, готовые поддержать и инвестировать в Проект на развитие чтения и грамотности
|
Сроки реализации проекта
|
апрель-декабрь 2024 года
|
Организационное и методическое сопровождение реализации проекта
|
- специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- методисты муниципальных методических служб, курирующие деятельность школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;
- руководители муниципальных информационно-библиотечных центров;
- КГАОУ ДПО ХК ИРО;
- РРИБЦ КГАНОУ КЦО (создание на странице РРИБЦ вкладки «Реализация проекта «Читающая мама-Читающая школа-Читающая страна»
|
Реализация Проекта. Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен Проект
|
На уровне обучающихся
|
- обучение смысловому чтению и работе
с текстом;
- проведение литературных гостиных для обучающихся;
- проведение часов тихого чтения;
- привлечение к проведению школьных мероприятий партнеров Проекта – детских муниципальных библиотек; писательских организаций, спонсоров;
- проведение конкурсов, выставок, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад, литературных викторин, игр, фотовыставок, фестивалей семейного творчества, направленных на повышение интереса школьников к чтению и развитие их литературной эрудиции;
- работа школьного научного общества, проведение поисковых, творческих и учебных исследований;
- составление списков для чтения;
- организация межшкольных ассоциаций среди обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
- проведение дней общения в библиотеке/ информационно-библиотечном центре в дни школьных каникул;
- организация совместных походов в библиотеку или книжный магазин для выбора новых книг, которые будут читать вместе мамы и их дети.
|
На уровне общеобразовательной организации
|
- разработка и утверждение плана совместной деятельности педагога-библиотекаря, библиотекаря, администрации школы, педагогов по формированию читательской грамотности;
- смысловое чтение через все предметы, реализация программ дополнительного образования, организация информационно-образовательной среды школы;
- проведение педагогического совета "Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний" (совместно
с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем-предметником);
- изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе
с текстом;
- организация предметных методических объединений в деятельностной форме
с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
- повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
- организация книжного клуба "Читающий учитель";
- оформление и ведение "Золотой полки учителя";
- проведение литературной гостиной для педагогов;
- разработка программ в школьной библиотеке/ информационно-библиотечном центре летних чтений (совместно с учителями начальной школы, русского языка и литературы средней школы);
- участие в федеральных, региональных
и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;
- размещение на сайте образовательной организации Web-странички "Воспитываем читателя";
- создание и размещение на сайте школы,
в социальных сетях, на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг;
- комплексное использование помещений школьной библиотеки/ИБЦ, рекреаций, актового зала, других помещений, кабинетов для проведения «читающих перемен» и других массовых мероприятий;
- организация "читающей полки в классе" (буккроссинг) и т.д.;
- организация информационно-образовательной среды в образовательном пространстве школы "Библиотека без стен", развитие культуры чтения среди обучающихся (проведение литературных квестов, игр, громких чтений; применение игровых, информационных и проектных технологий);
- вариативность форм организации внеурочной деятельности (Движение "Молодая Россия читает!", клубы "Читаек", "Школа волонтеров чтения", "Всероссийская Школьная Летопись" – проект "Книга класса" (объединение усилий школьной библиотеки/ИБЦ, педагогов, семьи в формировании традиций семейного чтения) и т.д.;
- проведение конкурсов "Самый читающий класс", "Лучший читатель класса", конкурса плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематических конкурсов чтецов, в том числе конкурс "Живая классика" и др.;
- рекламная деятельность по реализации проекта: выступления на педсовете по представлению проекта, промежуточным и окончательным итогам его проведения;
- проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности проекта с целью корректировки стратегии и улучшения результатов;
- информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве через сайт, социальные сети школы, сайты, блоги педагогов-библиотекарей, библиотекарей;
- проведение заключительного мероприятия - литературного вечера, на котором школьники и их мамы смогут поделиться своими впечатлениями от участия в проекте и продемонстрировать свои достижения в области чтения и творчества.
|
На уровне родительской общественности
|
- проведение родительских собраний по тематике Проекта;
- организация обучающих мастер-классов, семинаров-практикумов для родителей по развитию навыков чтения у детей "В помощь родителям. Как помочь ребенку научиться читать осмысленно. Методы и приемы формирования читательской грамотности" и т.д.;
- проведение часов родительской грамотности "Как и что читать детям", "Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребенка-читателя", "Читающие родители - читающий ребенок", материнского всеобуча "Книга в руках мамы" и т.д.;
- организация Клуба семейного чтения;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- презентация детских книг для родителей "Книги моей домашней библиотеки";
- проведение дней семейного литературного отдыха;
- проведение мастер-классов "Читать вместе
с папой это классно!";
- проведение конкурсов: "Лучший семейный читательский формуляр", "Самая классная книга"
и т.д.;
10. проведение конкурса эссе, презентаций или буктрейлеров по прочитанной книге;
11. проведение акций "Книжка из детства в наследство (любимые книги детства родителей (законных представителей))»;
12. изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями "Как воспитать читателя";
13. дистанционная работа с родителями через сайт школы (страницы школьной библиотеки/ информационно-библиотечного центра);
14. волна флэш-моба "Читающая мама – Читающая школа - Читающая страна" (мама сможет снять видеоролик о чтении с ребенком, который можно выложить на сайте школы);
15. организация тематических чтений с участием мам школьников, где родители будут читать детям литературные произведения и обсуждать их совместно;
16. организация мастер-классов по чтению вслух для обучающихся с участием мам, где будут рассматриваться техники и методики чтения, развивающие детский кругозор и воображение, развитие навыков понимания текста;
17. организация уроков творческого письма, на которых дети совместно с мамами будут создавать свои собственные рассказы, стихи или книжные обзоры;
18. проведение "круглых столов" и дискуссий на тему популярных книг и авторов с участием школьников, их мам и учителей;
19. встречи с психологами и педагогами для обсуждения вопросов воспитания и обучения детей.
|
Ожидаемые результаты
|
- возрождены традиции семейного
и материнского чтения, способствующие укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
- родительская общественность включена
в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
- обучающиеся школы стали показывать улучшение в уровне грамотности и увеличение интереса к чтению;
- в рамках проекта были организованы различные мероприятия, направленные
на популяризацию чтения среди молодежи;
- Проект получил признание местного сообщества: изменилось общественное мнение
о чтении и образовании благодаря активной деятельности по реализации Проекта;
- получена положительная динамика участия семей в Проекте;
- Проект способствовал укреплению семейных отношений, развитию общественного диалога
и повышению образовательного уровня населения;
- улучшилось психологическое и эмоциональное благополучия детей и их родителей (законных представителей) за счет общего времяпровождения, обсуждения прочитанного и совместных активностей;
- укрепились взаимоотношения между родителями и учениками, а также между учениками
и педагогами через обмен книгами, обсуждение произведений и участие в литературных мероприятиях;
10. родители (законные представители) вовлечены в активную жизнь школы и образовательный процесс, что способствует укреплению партнерства между родителями и образовательными организациями;
11. увеличилось количество читателей библиотеки/ ИБЦ, читаемости и обращаемости фонда;
12. собран кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта;
13. увеличено количество договоров, заключённых о сотрудничестве с социальными партнерами (библиотека/ИБЦ использует ресурсы партнеров для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);
14. разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
15. отмечено повышение уровня культуры чтения в обществе и формирование позитивного образа чтения как важной составляющей развития личности и образованного общества.
|
Поделиться с друзьями: