8(4212)492316
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рп.Корфовский имени Героя Российской Федерации подполковника Маслова Ивана Владимировича Хабаровского муниципального района Хабаровского края

ДО "Юнкор"

 

     

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической  направленности (журналистика)

«Юнкор»

Срок реализации 1 год

 Возраст обучающихся 12 – 17 лет

 

 

Полякова Галина Андреевна,

педагог дополнительного образования 

 

Место реализации: рп. Корфовский

 

 

ПАСПОРТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Программа детского объединения «Юнкор»

Направленность

социально-педагогическая 

Вид деятельности

журналистика

Тип программы

модифицированная

Продолжительность освоения образовательной программы

1 год, 128 час.

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества Хабаровского муниципального района

Основное место работы и должность

 (для пдо-совместителей)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рп. Корфовский

Ф.И.О. педагога (автора, составителя, авторского коллектива)

Полякова Галина Андреевна

Телефон, электронный адрес

49-23-16, korf932316

Территория, на которой реализуется программа

Библиотека МБОУ СОШ  рп. Корфовский

Целевые группы обучающихся

5-11 кл.

 

  

Пояснительная записка

Детское объединение «Юнкор» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером.

         Подготовка газетных статей требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, вёрстка, работа с цифровым фотоаппаратом, сканером, принтером. Необходимы и навыки поиска информации в Интернете.

         Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.

         В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению. В детском объединении учащиеся  7-11 классов совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

         Вся работа по программе планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно выпуск газеты). Занятия проходят два раза в неделю. Над выпуском газеты учащиеся работают во внеурочное время, её макет распечатывается на принтере небольшим тиражом.

 Итогом работы по дополнительной образовательной программе является не только ежемесячный выпуск школьной газеты, но и участие в деятельности газеты «Взросление», а также в ежегодном конкурсе школьных печатных изданий образовательных учреждений Хабаровского муниципального района.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(120 час.)

 

Понятие о журналистике (8 час).

 

Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Журналистика как сфера человеческой деятельности.

Особенности журналистики. Новость. Факт. Информация. Актуальность.  Полезность. Оригинальность.

Основные функции журналистики. Информационная функция. Просветительская функция. Воспитательная функция. Пропагандистская функция.

Правовые и этические нормы. Морально-этические качества. Федеральные законы о средствах массовой информации, о рекламе, об авторском праве.

Отечественные профессионально-этические документы. Кодекс профессиональной этики журналиста.

Обязанности журналиста. Закон о СМИ.

Декларация принципов поведения журналиста. Международная федерация журналистов.

Типология СМИ. Система СМИ.

Параметры типологизации. Регион распространения. Учредители. Аудитория. Качественная пресса. Массовая пресса. Издательские характеристики.

         Экономика и маркетинг СМИ.

 

Журналистский текст (28 час).

 

Методика сбора информации. Работа с источниками информации.

Способы получения информации. Интервью. Наблюдение. Изучение документов. Государственные организации как источник информации. Интернет. Информационные агентства. Социологические способы получения информации: анкетирование, контент-анализ, журналистский эксперимент.

Советы Уолтера Бингхема и Брюса Мура.

Этические нормы в работе с источниками информации.

Инструктаж по Т/Б. Основы работы в MicrosoftPablisher. Структура журналистского текста. Понятия темы, идеи, композиции, сюжета в журналистике и литературе.

Что такое лид. Практическое занятие с цитатным лидом.

Основные публицистические жанры. Факт и рассуждение в статье. 

 

         Номер газеты (46 час).

 

Дизайн газеты. Вёрстка. Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заголовочного комплекса. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения».

 Вставка текста и иллюстраций. Перемещение графических объектов и изменение пропорций. Деление полос на колонки. Размещение фотографий.

Дополнительные графические средства. Палитра оформителя. Выбор оформительских средств. Элементы газетной графики Форматирование. Выбор шрифта и цвета. Типы иллюстраций.

 

Жанры журналистики (24 час).

 

Понятие жанра. История возникновения газетных жанров.

Информационные жанры (общая характеристика). Признаки информационных жанров. Характер объекта. Публицистическая задача. Масштаб изображаемых событий. Литературно-стилистические средства.

Виды информационных жанров. Заметка. Репортаж. Интервью.

Заметка. Построение заметки. Новость. Факт.

Аналитические жанры (общая характеристика). Рецензия. Цели рецензии. Виды рецензий. Теоретические рецензии. Художественные рецензии.

Художественно – публицистические жанры. Видовые признаки художественно – публицистических жанров. Публицистический стиль.

Эссе. Виды эссе.

 

Речевая культура журналиста (12 час).

 

Культура устной и письменной речи. Критерии оценки текста. Стилистика. Понятие нормы. Основные требования к речи. Классификация М.М.Михайлова «Практическая стилистика и ее требования к речи».

Типичные стилистические ошибки. Смешение в одном тексте разностильных языковых элементов. Употребление канцеляризмов. Тавтология. Плеоназм. Речевой штамп. Ложный пафос. Речевая недостаточность.

Редактирование и корректура.

 

Защита творческой работы (2 час).

 

Защита проекта. Написание статьи, репортажа, очерка, стихотворения, интервью, заметки или эссе.

 

 

Учебно-тематический план

 

Дата

Теоретические занятия  

Практические занятия

Часы

 

Раздел I. Журналистика как вид деятельности (8 часов).

 

 

2.10

Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Журналистика как сфера человеческой деятельности.

Практическое занятие «О текущих событиях».

2

4.10

. П  Правовые и этические нормы в журналистике.

Работа над статьёй.

2

9.10

Типология СМИ.

Информация о Дне дублёра

2

11.10

Экономика и маркетинг СМИ. Как сделать газету продаваемой.

Работа над статьёй.

2

 

Раздел II. Журналистский текст (28 часа).

 

 

16.10

Методы сбора информации.

Сбор информации.

2

18.10

Изучение и отбор материалов.

Отбор материалов из дневников классов.                                                                                                                                                                                    

2

23.10

Наблюдение и работа с людьми.

Сбор информации

2

25.10

30.10

Поиск информации в сети Интернет.

 

Поиск в Интернете

2

2

1.11

6.11

Основы работы в MicrosoftPablisher.

Инструктаж по Т/Б. Создание и редактирование публикаций.

Оформление буклета о деятельности школьной редакции.

2

2

8.11 13.11

Мастер-класс

Практикум «Перо зовёт».  

         Практикум «Перо зовёт».  

4

15.11

Структура журналистского текста.

Работа над рубрикой «Вести из классов».                                               

2

20.11

Что такое лид. Практическое занятие с цитатным лидом.

Компьютерный набор статьи

2

22.11

 Проба пера. Основные публицистические жанры.

Отработка навыков работы с электронной  почтой.

2

27.11

Понятия темы и идеи в журналистике и литературе.

Знакомство с конструктором школьного сайта.

2

29.11

Композиция и сюжет.

Обновление колонки новостей на сайте.

2

4.12

Факт и рассуждение в статье.

Работа над статьёй в газете «Переменка».

2

6.12

        Работа над творческими заданиями.

Работа в блоге.

2

 

Раздел III. Номер газеты (46 часов).

 

 

11.12

        Ролевая игра «Как создаётся газета».

Работа над статьёй в газету «Взросление»

2

13.12

Раб  Дизайн газеты. Вёрстка.

Работа над дизайном номера.

2

18.12

Композиционно-графическая модель.

Редактирование материалов газеты.

2

20.1225.12

 

Макет газеты.

Макеты бюллетеней.

Работа над макетом. Вёрстка и печать газеты.

4

27.12

 

. Се   Оформление заглавной части.

 

Работа с объектами                   WordArt.

2

15.0117.01

Оформление заголовочного комплекса.

Объекты WordArt.

Оформление заголовков с WordArt.

4

22.01

Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения».

Компьютерный набор статей.

2

24.01

П      Вставка текста и иллюстраций.

Оформление рубрики «Поздравляем».

2

29.01

Практикум по использованию панели рисования.

Веб-альбом и его структура.

2

31.01

Перемещение графических объектов и изменение пропорций.

Работа над рубрикой «Вести из классов».     

2

5.02

Работа с панелью «Область задач». Таблица символов.

Компьютерный набор статей.

2

7.02

Размещение фотографий.

Фотоподборка

2

12.02

Дополнительные графические средства.

Использование веб-альбома для оформления сайта.

2

14.02

Палитра оформителя. Выбор оформительских средств.

Оформление номера.

2

19.02

Элементы газетной графики.

Практикум по выпуску  номера газеты.

2

21.02

Форматирование.

Вёрстка и печать «Переменки».

2

26.02

Типы иллюстраций.

Поиск иллюстраций.

2

28.02

Вставка фотографий и иллюстраций.

Отбор фотоматериалов

2

5.03

Перемещение графических объектов и изменение пропорций.

Практикум по форматированию.

2

7.03

Деление полос на колонки.

Выбор оформительских средств.

2

12.03

 Выбор шрифта и цвета.

Форматирование.

2

Раздел IV. Жанры журналистики (24 часов).

14.03

Лекция «Информационные жанры».

         Работа над статьёй в газет.

2

19.03

Семинар «Композиция заметки».

Информация о внеклассных мероприятиях в школе.

2

21.03

Лекция-семинар «Работа над репортажем». 

Компьютерный набор репортажа.

2

26.03

Деловая игра «Интервью и интервьюирование»

Редактирование интервью.

2

28.03

Лекция «Аналитические жанры».

 

Иллюстрирование.

 

2

2.04

Рецензия. Цели рецензии. Виды рецензий.

Работа над теоретической и художественной рецензиями.

2

4.04

Художественно-публицистические жанры.  

Работа с корреспонденцией.

2

9.04

Публицистический стиль.

Обновление школьного сайта.

2

11.04

Видовые признаки художественно – публицистических жанров.

Работа в блоге.

2

16.04

Эссе. Виды эссе.

 

Работа над планом нового номера.

2

18.04

Практикум «Новость, её сущность и качество».

Работа над рубрикой «Вести из классов»

2

23.04

Семинар «Тайны стихосложения».

Практическое занятие с юными поэтами.

2

 

Раздел V. Речевая культура журналиста                            (12 часов).

 

 

25.04

Культура устной речи

Поиск материала в Интернете.

2

30.04

Совершенствование дикции.

Обзор печатных и электронных СМИ.

2

7.05

Ведём дискуссию.

Подбор материалов патриотической тематики

2

14.05

Культура письменной речи.

Компьютерный набор статей для «ЮП».

2

16.05

Критерии оценки текста.

Проба пера.

2

21.05

Стилистика. Понятие нормы. Корректура.

Практическое занятие по стилистике. Корректура статей

2

 

Раздел VI. Итоговая аттестация (2 час).

 

 

23.05

Защита творческих работ.

Отправка материалов по электронной почте.

2

 

 

Методики и технологии обучения

Руководит работой д/о «Юнкор» заведующая школьной библиотекой с филологическим образованием. Под её руководством  учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

         Занятия проходят в школьной библиотеке, где есть все необходимые условия: компьютер, подключённый к сети Интернет, сканер,  чёрно-белый лазерный принтер. В школе имеется и принтер с цветным картриджем, а также цифровой фотоаппарат.

         Формы учебных занятий:

  • типовые занятия
  • собеседование
  • консультация
  • экскурсия
  • дискуссия
  • беседа
  • практическая работа
  • самостоятельная работа.

 

 

 

Методы преподавания учебного материала тоже разнообразны:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • деятельный
  • эвристический
  • исследовательский.

Виды контроля: вводный (перед началом занятий), текущий (в ходе занятий), рубежный (после завершения изучения модуля) и итоговый.

 

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

  • уметь высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
  • знать основные жанры журналистских текстов и их особенности;
  • иметь понятие о художественной композиционно-графической модели газеты;
  • уметь анализировать речевые средства текста;
  • уметь составлять тексты публицистического стиля.

                     Список литературы:

 

  1. Лепилкина О.И. Азбука журналистики. М., 2006.
  2. Краткий толковый словарь журналиста. Хабаровск, 2006.
  3. Цветов А. Юный редактор стенной газеты. Ленинград, 1964 г.
  4. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М., 1990 г.
  5. Михайлов А. Азбука стиха. М., 1982 г.
  6. Основы работы в MicrosoftPublisher. Хабаровск, 2004 г.
  7. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2003 г
  8.  Практические занятия и методические рекомендации по использованию информационных технологий. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

                                                                                  

    Новости школы

     В МБОУ СОШ рп. Корфовский прошёл традиционный экологический субботник. В нём приняли участие учащиеся 3-11 классов. Ребята навели порядок на территории школы и посёлка.

    Организатор - Е,А. Михайлова.

     Учащиеся МБОУ СОШ рп. Корфовский приняли активное участие в патриотической акции "Вместе для победы". Они собрали посылки для бойцов специальной военной операции, вложив в них открытки-поздравления с Днём Победы.

    Организатор - Е.А. Михайлова. 

    26.04.2024
    Диктант Победы
    26.04.2024

    МБОУ СОШ рп. Корфовский стала открытой площадкой для участников Международного исторического диктанта на тему событий Великой Отечественной войны - "Диктант Победы". Желающим участвовать в мероприятии была предоставлена возможность проверить свои знания как в очном формате, так и дистанционно. 

    Организатор - Е.А. Михайлова.