ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности (журналистика)
«Юнкор»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 12 – 17 лет
Полякова Галина Андреевна,
педагог дополнительного образования
Место реализации: рп. Корфовский
ПАСПОРТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы |
Программа детского объединения «Юнкор» |
Направленность |
социально-педагогическая |
Вид деятельности |
журналистика |
Тип программы |
модифицированная |
Продолжительность освоения образовательной программы |
1 год, 128 час. |
Образовательное учреждение |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества Хабаровского муниципального района |
Основное место работы и должность (для пдо-совместителей) |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рп. Корфовский |
Ф.И.О. педагога (автора, составителя, авторского коллектива) |
Полякова Галина Андреевна |
Телефон, электронный адрес |
49-23-16, korf932316 |
Территория, на которой реализуется программа |
Библиотека МБОУ СОШ рп. Корфовский |
Целевые группы обучающихся |
5-11 кл. |
Пояснительная записка
Детское объединение «Юнкор» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером.
Подготовка газетных статей требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, вёрстка, работа с цифровым фотоаппаратом, сканером, принтером. Необходимы и навыки поиска информации в Интернете.
Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.
В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению. В детском объединении учащиеся 7-11 классов совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Вся работа по программе планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно выпуск газеты). Занятия проходят два раза в неделю. Над выпуском газеты учащиеся работают во внеурочное время, её макет распечатывается на принтере небольшим тиражом.
Итогом работы по дополнительной образовательной программе является не только ежемесячный выпуск школьной газеты, но и участие в деятельности газеты «Взросление», а также в ежегодном конкурсе школьных печатных изданий образовательных учреждений Хабаровского муниципального района.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(120 час.)
Понятие о журналистике (8 час).
Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Журналистика как сфера человеческой деятельности.
Особенности журналистики. Новость. Факт. Информация. Актуальность. Полезность. Оригинальность.
Основные функции журналистики. Информационная функция. Просветительская функция. Воспитательная функция. Пропагандистская функция.
Правовые и этические нормы. Морально-этические качества. Федеральные законы о средствах массовой информации, о рекламе, об авторском праве.
Отечественные профессионально-этические документы. Кодекс профессиональной этики журналиста.
Обязанности журналиста. Закон о СМИ.
Декларация принципов поведения журналиста. Международная федерация журналистов.
Типология СМИ. Система СМИ.
Параметры типологизации. Регион распространения. Учредители. Аудитория. Качественная пресса. Массовая пресса. Издательские характеристики.
Экономика и маркетинг СМИ.
Журналистский текст (28 час).
Методика сбора информации. Работа с источниками информации.
Способы получения информации. Интервью. Наблюдение. Изучение документов. Государственные организации как источник информации. Интернет. Информационные агентства. Социологические способы получения информации: анкетирование, контент-анализ, журналистский эксперимент.
Советы Уолтера Бингхема и Брюса Мура.
Этические нормы в работе с источниками информации.
Инструктаж по Т/Б. Основы работы в MicrosoftPablisher. Структура журналистского текста. Понятия темы, идеи, композиции, сюжета в журналистике и литературе.
Что такое лид. Практическое занятие с цитатным лидом.
Основные публицистические жанры. Факт и рассуждение в статье.
Номер газеты (46 час).
Дизайн газеты. Вёрстка. Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заголовочного комплекса. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения».
Вставка текста и иллюстраций. Перемещение графических объектов и изменение пропорций. Деление полос на колонки. Размещение фотографий.
Дополнительные графические средства. Палитра оформителя. Выбор оформительских средств. Элементы газетной графики Форматирование. Выбор шрифта и цвета. Типы иллюстраций.
Жанры журналистики (24 час).
Понятие жанра. История возникновения газетных жанров.
Информационные жанры (общая характеристика). Признаки информационных жанров. Характер объекта. Публицистическая задача. Масштаб изображаемых событий. Литературно-стилистические средства.
Виды информационных жанров. Заметка. Репортаж. Интервью.
Заметка. Построение заметки. Новость. Факт.
Аналитические жанры (общая характеристика). Рецензия. Цели рецензии. Виды рецензий. Теоретические рецензии. Художественные рецензии.
Художественно – публицистические жанры. Видовые признаки художественно – публицистических жанров. Публицистический стиль.
Эссе. Виды эссе.
Речевая культура журналиста (12 час).
Культура устной и письменной речи. Критерии оценки текста. Стилистика. Понятие нормы. Основные требования к речи. Классификация М.М.Михайлова «Практическая стилистика и ее требования к речи».
Типичные стилистические ошибки. Смешение в одном тексте разностильных языковых элементов. Употребление канцеляризмов. Тавтология. Плеоназм. Речевой штамп. Ложный пафос. Речевая недостаточность.
Редактирование и корректура.
Защита творческой работы (2 час).
Защита проекта. Написание статьи, репортажа, очерка, стихотворения, интервью, заметки или эссе.
Учебно-тематический план
Дата |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Часы |
|
Раздел I. Журналистика как вид деятельности (8 часов). |
|
|
2.10 |
Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Журналистика как сфера человеческой деятельности. |
Практическое занятие «О текущих событиях». |
2 |
4.10 |
. П Правовые и этические нормы в журналистике. |
Работа над статьёй. |
2 |
9.10 |
Типология СМИ. |
Информация о Дне дублёра |
2 |
11.10 |
Экономика и маркетинг СМИ. Как сделать газету продаваемой. |
Работа над статьёй. |
2 |
|
Раздел II. Журналистский текст (28 часа). |
|
|
16.10 |
Методы сбора информации. |
Сбор информации. |
2 |
18.10 |
Изучение и отбор материалов. |
Отбор материалов из дневников классов. |
2 |
23.10 |
Наблюдение и работа с людьми. |
Сбор информации |
2 |
25.10 30.10 |
Поиск информации в сети Интернет.
|
Поиск в Интернете |
2 2 |
1.11 6.11 |
Основы работы в MicrosoftPablisher. Инструктаж по Т/Б. Создание и редактирование публикаций. |
Оформление буклета о деятельности школьной редакции. |
2 2 |
8.11 13.11 |
Мастер-класс Практикум «Перо зовёт». |
Практикум «Перо зовёт». |
4 |
15.11 |
Структура журналистского текста. |
Работа над рубрикой «Вести из классов». |
2 |
20.11 |
Что такое лид. Практическое занятие с цитатным лидом. |
Компьютерный набор статьи |
2 |
22.11 |
Проба пера. Основные публицистические жанры. |
Отработка навыков работы с электронной почтой. |
2 |
27.11 |
Понятия темы и идеи в журналистике и литературе. |
Знакомство с конструктором школьного сайта. |
2 |
29.11 |
Композиция и сюжет. |
Обновление колонки новостей на сайте. |
2 |
4.12 |
Факт и рассуждение в статье. |
Работа над статьёй в газете «Переменка». |
2 |
6.12 |
Работа над творческими заданиями. |
Работа в блоге. |
2 |
|
Раздел III. Номер газеты (46 часов). |
|
|
11.12 |
Ролевая игра «Как создаётся газета». |
Работа над статьёй в газету «Взросление» |
2 |
13.12 |
Раб Дизайн газеты. Вёрстка. |
Работа над дизайном номера. |
2 |
18.12 |
Композиционно-графическая модель. |
Редактирование материалов газеты. |
2 |
20.1225.12
|
Макет газеты. Макеты бюллетеней. |
Работа над макетом. Вёрстка и печать газеты. |
4 |
27.12
|
. Се Оформление заглавной части.
|
Работа с объектами WordArt. |
2 |
15.0117.01 |
Оформление заголовочного комплекса. Объекты WordArt. |
Оформление заголовков с WordArt. |
4 |
22.01 |
Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения». |
Компьютерный набор статей. |
2 |
24.01 |
П Вставка текста и иллюстраций. |
Оформление рубрики «Поздравляем». |
2 |
29.01 |
Практикум по использованию панели рисования. |
Веб-альбом и его структура. |
2 |
31.01 |
Перемещение графических объектов и изменение пропорций. |
Работа над рубрикой «Вести из классов». |
2 |
5.02 |
Работа с панелью «Область задач». Таблица символов. |
Компьютерный набор статей. |
2 |
7.02 |
Размещение фотографий. |
Фотоподборка |
2 |
12.02 |
Дополнительные графические средства. |
Использование веб-альбома для оформления сайта. |
2 |
14.02 |
Палитра оформителя. Выбор оформительских средств. |
Оформление номера. |
2 |
19.02 |
Элементы газетной графики. |
Практикум по выпуску номера газеты. |
2 |
21.02 |
Форматирование. |
Вёрстка и печать «Переменки». |
2 |
26.02 |
Типы иллюстраций. |
Поиск иллюстраций. |
2 |
28.02 |
Вставка фотографий и иллюстраций. |
Отбор фотоматериалов |
2 |
5.03 |
Перемещение графических объектов и изменение пропорций. |
Практикум по форматированию. |
2 |
7.03 |
Деление полос на колонки. |
Выбор оформительских средств. |
2 |
12.03 |
Выбор шрифта и цвета. |
Форматирование. |
2 |
Раздел IV. Жанры журналистики (24 часов).
14.03 |
Лекция «Информационные жанры». |
Работа над статьёй в газет. |
2 |
19.03 |
Семинар «Композиция заметки». |
Информация о внеклассных мероприятиях в школе. |
2 |
21.03 |
Лекция-семинар «Работа над репортажем». |
Компьютерный набор репортажа. |
2 |
26.03 |
Деловая игра «Интервью и интервьюирование» |
Редактирование интервью. |
2 |
28.03 |
Лекция «Аналитические жанры».
|
Иллюстрирование.
|
2 |
2.04 |
Рецензия. Цели рецензии. Виды рецензий. |
Работа над теоретической и художественной рецензиями. |
2 |
4.04 |
Художественно-публицистические жанры. |
Работа с корреспонденцией. |
2 |
9.04 |
Публицистический стиль. |
Обновление школьного сайта. |
2 |
11.04 |
Видовые признаки художественно – публицистических жанров. |
Работа в блоге. |
2 |
16.04 |
Эссе. Виды эссе.
|
Работа над планом нового номера. |
2 |
18.04 |
Практикум «Новость, её сущность и качество». |
Работа над рубрикой «Вести из классов» |
2 |
23.04 |
Семинар «Тайны стихосложения». |
Практическое занятие с юными поэтами. |
2 |
|
Раздел V. Речевая культура журналиста (12 часов). |
|
|
25.04 |
Культура устной речи |
Поиск материала в Интернете. |
2 |
30.04 |
Совершенствование дикции. |
Обзор печатных и электронных СМИ. |
2 |
7.05 |
Ведём дискуссию. |
Подбор материалов патриотической тематики |
2 |
14.05 |
Культура письменной речи. |
Компьютерный набор статей для «ЮП». |
2 |
16.05 |
Критерии оценки текста. |
Проба пера. |
2 |
21.05 |
Стилистика. Понятие нормы. Корректура. |
Практическое занятие по стилистике. Корректура статей |
2 |
|
Раздел VI. Итоговая аттестация (2 час). |
|
|
23.05 |
Защита творческих работ. |
Отправка материалов по электронной почте. |
2 |
Методики и технологии обучения
Руководит работой д/о «Юнкор» заведующая школьной библиотекой с филологическим образованием. Под её руководством учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Занятия проходят в школьной библиотеке, где есть все необходимые условия: компьютер, подключённый к сети Интернет, сканер, чёрно-белый лазерный принтер. В школе имеется и принтер с цветным картриджем, а также цифровой фотоаппарат.
Формы учебных занятий:
- типовые занятия
- собеседование
- консультация
- экскурсия
- дискуссия
- беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа.
Методы преподавания учебного материала тоже разнообразны:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- деятельный
- эвристический
- исследовательский.
Виды контроля: вводный (перед началом занятий), текущий (в ходе занятий), рубежный (после завершения изучения модуля) и итоговый.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
- уметь высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
- знать основные жанры журналистских текстов и их особенности;
- иметь понятие о художественной композиционно-графической модели газеты;
- уметь анализировать речевые средства текста;
- уметь составлять тексты публицистического стиля.
Список литературы:
- Лепилкина О.И. Азбука журналистики. М., 2006.
- Краткий толковый словарь журналиста. Хабаровск, 2006.
- Цветов А. Юный редактор стенной газеты. Ленинград, 1964 г.
- Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М., 1990 г.
- Михайлов А. Азбука стиха. М., 1982 г.
- Основы работы в MicrosoftPublisher. Хабаровск, 2004 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2003 г
- Практические занятия и методические рекомендации по использованию информационных технологий. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
Поделиться с друзьями: