8(4212)492316
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рп.Корфовский имени Героя Российской Федерации подполковника Маслова Ивана Владимировича Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Глава "Арсеньев и Дерсу Узала"

 

Арсеньев и Дерсу Узала

 

 

   Известные из книг, но не придуманные, а реальные люди увековечены в Корфовском. Это путешественник и писатель Владимир Арсеньев, его проводник и друг, представитель коренного населения Дальнего Востока Дерсу Узала.

   Именем Арсеньева в Корфовском названа улица. Причем, произошло это еще в довоенное время, что опровергает рожденный спустя полвека миф, что советская власть не ценила Арсеньева, бывшего офицера русской императорской армии, и даже способствовала его смерти.

Жители поселка всегда знали, что в 1908 году у станции Корфовская Дерсу Узала был убит и старались увековечить память о соратнике признанного в мире путешественника и писателя. Вначале это был большой камень, привезенный во двор местной школы. Как вспоминает Анатолий Евгеньевич Зель, председатель исполкома и глава администрации Корфовского, на этом камне масляной краской было написано два слова - «Дерсу Узала».

   В постсоветское время по инициативе писателя и краеведа Всеволода Петровича Сысоева, приезжавшего в Корфовский, у трассы, которая проходит через поселок, связывая Хабаровск и Владивосток, была установлена гранитная глыба. На ней выбито то же словосочетание - «Дерсу Узала». Рядом высажены кедры, которые быстро пошли в рост. Игольчатые ветки и коричневые стволы будто возвращают в первые годы минувшего века, когда шоссе между главными городами Дальнего Востока не было, а на его месте возвышался кедровник.

   - По словам Сысоева, в этом кедровнике разжег костер с желанием согреться в мартовскую ночь Дерсу Узала. Его тяготила жизнь в квартире Арсеньева в Хабаровске, и он отпросился в тайгу, которую считал своим домом. У него была японская винтовка. Видимо, ей решили завладеть грабители, - рассказывает Зель.

Хотя гранитную глыбу нельзя считать надгробным памятником, но именно в Корфовском закончил земной путь сподвижник Арсеньева, без преувеличения, главный герой его документальных книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».

   Они познакомились третьего августа 1906 года, что подтверждает  дневник Арсеньева. «… У нашего пня стоял пожилой человек небольшого роста, приземистый, с выпуклой грудью, несколько кривоносый. Лицо его, плоское, было покрыто загаром, в складки у глаз, на лбу и щеках красноречиво говорили, что ему лет около 50. Небольшие каштанового цвета редкие усы, редкая в несколько волосков борода, выдающие скулы у глаз изобличали в нем гольда», - писал Владимир Клавдиевич.

В царской России и первые годы советской власти гольдами называли представителей нанайского народа. В 1906 году за плечами Арсеньева, выпускника Петербургского пехотного училища, переведенного из Польши на Дальний Восток, где он продолжил службу военного топографа, были экспедиции, в ходе которых он девять раз пешим ходом пересекал хребет Сихотэ-Алинь.

   «… С 3 августа в отряде появился еще один член экспедиции - проводник нанаец Дерсу Узала. Настоящее имя его было Дэрчу из рода Очжал (Оджал), жившего незадолго перед тем в верховьях Уссури», - отмечает Анна Тарасова, исследователь творчества писателя и путешественника.

   Экспедиция закончилась в конце ноября. Возглавлявший ее штабс-капитан Арсеньев и зачисленный проводником Дерсу четыре месяца были рядом днем и ночью. Владимир Клавдиевич узнал от него, как он попал в плен к хунхузам, что стрелять в тигров нельзя, поскольку это боги, охраняющие женьшень от человека. Были рассказы о злых духах, наводнениях, охоте. И о нападении тигра, который почти растерзал гольда, и пока тот выздоравливал, с ружьем охотилась на зверя его жена.

В 1907 году экспедиция стартовала одиннадцатого июня и продолжалась почти семь месяцев. С первого до последнего дня, которым стало пятое января 1908 года, в ней был Дерсу. После возвращения в Хабаровск Арсеньев убедил проводника пожить с ним, однако в марте, когда природа знаменовала свое пробуждение от зимнего смирения звуками и запахами, чуткий гольд не усидел в городской квартире. Но в тайге встретил он не успокоение души, а ужасный конец. Дописывающий «ДерсуУзала», ошарашенный известием о смерти друга Валентин Клавдиевич завершал роман газетной концовкой. «…Какие-то два человека, причислявшие себя к лику европейцев, совершили гнусное убийство с целью грабежа. Они убили бедного дикаря, у которого была чистая душа и который во всю свою жизнь никому не сделал зла. Цивилизация родит преступников. Созидай свое благополучие за счет другого - вот лозунг двадцатого века».

Есть еще одно признание, более раннее, но не менее откровенное. «Этот дикарь был гораздо человеколюбивее, чем я», - писал Арсеньев о проводнике, который жил в очеловеченном мире, где любое существо, от козявки до тигра, неодушевленные предметы и явления природы, по его разумению, имели душу. Дерсу помогает своему капитану, как Пятница служит Робинзону. Может, Даниель Дефо натолкнул Арсеньева на живописание Дерсу, вначале потешного, а затем покоряющего сердца всех без исключения?

   Проводник ловок и расторопен, бережлив и предусмотрителен. Великолепный стрелок. Знает назначение и цену пусть даже пустяковой вещи. Располагает крайне скудными средствами к существованию и при этом никогда не стремится хотя бы к малейшей наживе. «В наше время борьбы со всяким суеверием и самой твердой рационализации первобытный человек, современный анимист ДерсуУзала, понимающий каждую ворону, как «люди», вышел на советскую сцену жизни и сделался одним из любимейших героев нашей молодежи», - отмечал в 1932 году писатель Михаил Пришвин.

   Анимизм - это вера в одушевленность природы. «Сегодня ночью много люди пропади, - с сожалением произносит проводник после снежной бури. - Я понял, что «люди», о которых говорил Дерсу, были пернатые, - уточняет Арсеньев, который провалился под лед, когда переходил реку. Но не замерз и остался жив благодаря неутомимому соратнику, соорудившему палатку из камыша, устоявшую в ураган. «Трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. Не раз, рискуя своей жизнью, он бросался на выручку погибающему, и многие обязаны ему жизнью, в том числе и я лично», - писал Арсеньев после смерти друга, с которым делил кров, хлеб, воду.

Гораздо позже, когда страна была объята пламенем революции и гражданской войны, в письме этнографу и лингвисту Владимиру Богоразу он неожиданно признается: «Дерсу действительно погиб только потому, что я увел его из тайги в город. Я до сих пор не могу себе этого простить». Похоже, время не притупило душевную боль, катаклизмы национального масштаба отходили на второй план, когда мысли возвращались к судьбе проводника.

   Но за что упрекать себя?.. Глава «Сердце Уссурийского края» романа «Дерсу Узала» рассказывает, как капитан и проводник охотятся на кабанов. Капитан выстрелил и уложил зверя. Дерсу не стрелял, поскольку не увидел кабанов, был недоволен, «ругался вслух и потом снял шапку и стал бить себя кулаком по голове». Еще одна охота: Дерсу стреляет в кабаргу, но она убегает. «Промазал», - с иронией замечает ему капитан. «Неужели моя попади нету?» - испуганно вопрошает проводник. Он «быстро вскочил на ноги и сделал на дереве большую затеску, затем схватил ружье и отбежал назад шагов на полтораста… Поставил сошки и стал целиться… Наконец он выстрелил и подбежал к дереву. Из того, как у него сразу опустились руки, я понял, что в пятнышко он не попал», - пишет Арсеньев.

Дерсу расстроен как никогда. «Раньше никакой люди первый зверя найти не могу, - произносит он. - Моя стреляй - всегда в его рубашке дырку делай. Моя пуля никогда мимо ходи нету… Как теперь дальше моя живи?»

   «Тут только я понял неуместность моих шуток. Для него, добывающего себе средства к жизни охотой, ослабление зрения было равносильно гибели, - делает вывод Арсеньев. - Трагизм увеличивался еще и тем обстоятельством, что Дерсу совершенно одинок. Куда идти? Что делать? Где склонить на старости лет свою седую голову? Мне нестерпимо стало жаль старика. - Ничего, - сказал я ему, - не бойся. Ты мне много помогал, много раз выручал из беды. Я у тебя в долгу. Ты всегда найдешь у меня крышу и кусок хлеба. Будем жить вместе».

   Итак, Владимир Клавдиевич возвращается из экспедиции в Хабаровск. Жена и сын не видели его семь месяцев. Дерсу отводят комнату для прислуги, примыкающую к кухне. Проводить с ним время Арсеньев не может: с утра он уходит из дома по делам. «Теперь моя понимай: капитан сопка ходи - работай, назад город ходи - работай», - не без удивления говорит Дерсу, хотя каждодневная занятость Арсеньева не сводит на нет их общение. «Иногда я подсаживался к нему, им мы вспоминали все пережитое во время путешествий. Эти беседы обоим нам доставляли большое удовольствие».

   Это написано в романе. В реальной жизни, вероятно, было по-другому. Сын Владимира Клавдиевича уже после смерти отца вспоминал, как возмущался Дерсу, узнав, что капитан покупает дрова. «В лесу много дров есть; зачем напрасно деньги давай?» - возмущался он и отправился за пределы Хабаровска, чтобы нарубить дров. В лесу его задержали и составили протокол. Но когда он услышал, что и за воду надо платить, снова стал шуметь.

   В воспоминаниях жены Арсеньева неприязнь, пожалуй, преобладает. «Это был сильный, очень грязный гольд с трубкой. Курил что-то свое… Гольд не хотел сидеть на стуле, только на полу… Я дала Дерсу тарелки, нож, вилки, ложки. Он ими мало пользовался». Короче говоря, «друг Володи (В.К. Арсеньева - прим. авт.) и пьяница, знал лес как свои пять пальцев, герой книг Володи, а дикарь дикарем». Но так уж дик был проводник? По утверждению Григория Левкина, возглавлявшего топографическую службу Дальневосточного военного округа, Дерсу объяснялся и понимал по-китайски, по-корейски, по-нанайски, по-удэгейски, по-ороченски. Разумеется, бывал в населенных пунктах, пусть не таких крупных, как Хабаровск, где сдавал пушнину, получал патроны, поэтому говорил по-русски неплохо, хотя путал слова и падежи.

   В романе Дерсу просит капитана отпустить его в сопки. «Я взял с него слово, что через месяц он вернется обратно», - поясняет Арсеньев. «На другой день утром, проходя мимо его комнаты, я увидел, что дверь в ней открыта. Заглянул туда - комната была пуста»… Пройдясь по городку 23-го Сибирского стрелкового полка, где квартировали Арсеньевы, штабс-капитан услышал от стрелков, что они видели человека с котомкой и ружьем. «Судя по описанию, это был Дерсу», - заключает Арсеньев.

   Через две недели Владимир Клавдиевич получает телеграмму от Иосифа Александровича Дзюля, начальника станции Корфовской, своего друга, охотника-любителя. В телеграмме шесть слов: «Человек, посланный вами в тайгу, найден убитым».

   «…Арсеньев прибыл к месту гибели Дерсу, когда могила была уже вырыта. Место для могилы было выбрано удачно: под сенью вековых кедров, - полагает Сысоев, благодаря настойчивости которого у шоссе, проходящего через Корфовский, установлен именной гранит. - У Арсеньева были неотложные дела и сразу обустроить место захоронения Дерсу он не смог. Вернувшись из очередной экспедиции, он немедленно направился к могиле Дерсу, но найти ее не смог…»

   «Я не узнал места - все изменилось. Около станции возник целый поселок. В предгорьях Хехцира открыли ломки гранита, начались вырубки лесов, заготовка шпал. Несколько раз принимался искать могилу Дерсу, но напрасно», - не скрывает Арсеньев, живший уже во Владивостоке и прибывший в Хабаровск, чтобы навестить могилу погибшего два года назад друга.

   С того посещения станции Корфовской путешественником и писателем миновало более века. Поселок стал другим, вытянувшись до подножия сопки, прирастая улицами и этажами. Железная дорога по-прежнему будоражит окрестности перестуком вагонных колес и гудками локомотивов. Не вручную, а машинами разрабатывается месторождение, которое Владимир Клавдиевич назвал ломками гранита.

   Жизнь несказанно изменилась, но искренность, дружба, взаимовыручка, как и любовь к матушке-природе, не поддаются модификации подобно сотовым телефонам и пластиковым окнам. Вот почему Арсеньев и Дерсу Узала близки и памятны жителям Корфовского, как и всей России.

 

  На снимке: Дерсу Узала.                                                                                                                                 Фото Владимира Клавдиевича Арсеньева.                                                                                      

 

 

    Новости школы

     Волонтёры МБОУ СОШ рп. Корфовский Кузьмина Ксения и Логачёва Арина помогали во время дружественного визита делегации, которую возглавлял председатель Центрального комитета Социалистического союза патриотической молодёжи КНДР Ким Ир Сен.

     Учащаяся 9А класса МБОУ СОШ рп. Корфовский Любушкина Дарина заняла 1 место в районном конкурсе детского творчества, посвящённого 375 годовщине пожарной охраны России.

    Руководитель - М.А. Щук.

     Ученица 9Б класса МБОУ СОШ рп. Корфовский Дмитриева София стала лауреатом 1 степени II Всероссийского фестиваля "Российская школьная весна" в г. Ставрополь, где она находится в составе делегации Хабаровского муниципального района.